Рассказывая
про времена года детям, важно создать у них живописный образ каждой поры.
Для этого понадобятся картинки необходимого содержания,
на которых могут быть изображены:
·
природные
изменения;
·
чем
занимается весной и летом, осенью и зимой человек;
·
как
одевается весной, летом, осенью и зимой человек;
·
как выглядят
в каждую пору дикие животные – заяц, белка и т.д., что они делают;
·
в какие игры
играют дети;
·
какие
полезные дела люди могут сделать (к примеру, к зиме организовать кормушки для
птиц, весной поучаствовать в изготовлении скворечников).
Прекрасно
подойдут для занятий раскраски про времена года. Для детей это будет и
познавательное, и художественное занятие.
Картинки
позволяют сделать информацию про времена года для дошкольников максимально
доступной. Предложите ребенку красочную таблицу, на которой будут изображены
все четыре времени года, с просьбой описать каждый из ее фрагментов.
Задайте следующие вопросы:
·
Сколько
времен года?
· Какая пора изображена на каждом из фрагментов картинки?
· Почему он так думает?
· Как он относится к этому времени года?
· Почему он любит или не любит эту пору?
· Какое время года на Земле сейчас?
· Какая пора изображена на каждом из фрагментов картинки?
· Почему он так думает?
· Как он относится к этому времени года?
· Почему он любит или не любит эту пору?
· Какое время года на Земле сейчас?
Совет. В ходе занятия уместно
вспомнить поучительный рассказ К. Ушинского «Четыре желания», в
котором мальчик Митя был в восторге от занятий и игр в каждый сезон и хотел бы,
чтобы не кончались ни зима, ни весна, ни лето, ни осень...
Изучаем времена года через музыку
Дошкольники
уже способны воспринимать и понимать классическую музыку,
скажем, П. И. Чайковского из альбома с соответствующим нашей
теме названием «Времена года». На таком музыкальном занятии
можно сочетать прослушивание музыкальных фрагментов из различных пьес данного
альбома и представлять времена года для детей в картинках, фото, а также в
репродукциях известных художников.
Осень,
весна, зима и лето в стихах и сказках
Сколько
стихов, загадок, песенок обо всех порах года существует в детской литературе!
Стихи для детей о временах года, как правило, очень живописны, эмоциональны,
легко запоминаются.
Так, после прослушивания следующей пьесы из того же цикла «Времена
года» – «Апрель. Подснежник», дети могут вспомнить стихи, которые они
знают, об этом весеннем месяце, о первых цветах – подснежниках, и, конечно же,
если не на этом, то на следующем занятии выразить свои эмоции на бумаге
карандашом или красками.
Времена года
и месяцы для детей прекрасно иллюстрируются замечательной волшебной
сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», благодаря которой за
время чтения можно вместе с ее героиней «прожить» весь год, погостить в каждом
месяце, узнать, чем каждый характерен. К тому же это еще и урок добра и
взаимопомощи.
Учим времена
года играя
Во время подвижных игр можно познакомить:
·
со сменой
времен года,
·
с
изменениями в природе в ходе каждого сезона,
·
с
календарными месяцами,
·
с видами
одежды, соответствующей времени года.
Кроме всего
прочего, занятия-игры помогают развитию наблюдательности, любознательности,
укрепляют память. Правильно построенная игра учит детей бережно относиться к
природе.
Дидактические игры на тему
"Времена года" (примеры)
1. Попросите ребенка соотнести
каждую из картинок с тем или иным временем года, а затем уточнить, почему
именно он сделал такой выбор.
2. Предложите ребенку в каждом из
кружочков нарисовать предметы или явления, характерные для определенного
сезона.
3. Попросите ребенка соотнести
каждую из картинок справа с картинками времени года слева и обосновать свой
выбор.
4. А теперь одеваемся на
прогулку. Какие вещи необходимо одеть для осенней, зимней, летней или весенней
прогулки?
5. Попросите ребенка описать,
что чувствует солнышко на каждой из картинок и почему.
6. Позвольте ребенку раскрасить
картинку. Спросите, какой сезон изображен на каждом из фрагментов. В пустых
клеточках вместе подпишите времена года и соответствующие им календарные
месяцы. Спросите: какие зимние, весенние, летние и осенние праздники он
знает? Какой праздник его любимый? В каком месяце его празднуют? Выделите этот
месяц и посчитайте, как скоро он наступит.
7. Вместе с ребенком вы можете сделать
специальные часы, которые будут отображать текущее время года. Рядом с каждым
из сегментов подпишите праздники, которые собираетесь отпраздновать в каждый из
четырех сезонов.
8. Предложите ребенку раскрасить
картинку, состоящую из четырех фрагментов, каждый из которых соответствует
определенному времени года. После того, как он закончит, спросите, каких
цветов на каждом из фрагментов оказалось больше и почему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий