Развитие речи


Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми. В группе подготовлена папка с консультациями логопеда, где имеется информация об особенностях развития речи детей 5-6 лет.
В первую очередь, ребенок учится говорить, именно  он подражает в своем общении.     Ниже представлены игры по развитию словарного запаса, грамматического строя, фонематического слуха и фонематического восприятия. Все игры достаточно просты и доступны, играть в них можно в любом месте (дома, на прогулке, по дороге в сад и обратно, в автомобиле и т.п.) и в любой ситуации.
И помните главное:                                                                                                
1)                Разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;
2)                чаще общайтесь с ребенком;
3)                чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом. Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух.

Игры по развитию речи                                                                                              
Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.
«Подбор прилагательных»: Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
 «Что бывает?»: Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
«Узнавание»: Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
«Цепочка слов»: Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка».              Кошка бывает какая?                                                                                                             Пушистая, ласковая, разноцветная…                                                      Что еще бывает разноцветным?                                                                                           Радуга, платье, телевизор…                                                                  Каким еще может быть платье?                                                                                           Шелковым, новым, прямым…                                                                      Что еще может быть прямым?                                                                                              Линия, дорога, взгляд… и т. д.
«Подбор объектов к действию»: Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.
Игра «Добавь слово»  Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.                       Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз, … ананас, … абрикос, … апельсин» и т. д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша …»
Игры на развитие фонематического восприятия
«Назови первый звук»: Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).
«Сложи звук» : Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] — ма; [н][о][с] — нос.
«Скажи наоборот»:  Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
«Определи первый гласный звук»: Произносите ребёнку слова, выделяя голосом первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.
«Зоркий глаз»: Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Что лишнее?»: Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Чистоговорки                                                                                                              Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.              
 Ба-бо-ба — у дороги два стол… (ба).                                                                      За-зу-за — уходи домой, ко… (за).                                                                          Ти-ди-ти — на Луну ле… (ти).                                                                                  Де-де-те — сядем в темно… (те).                                                                            Лю-лу-лю — лук зеленый я по… (лю).                                                                    Фе-ве-фе — посижу я на со… (фе
«Назови слова на звук …»:  Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
«Поймай звук»: Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
«Какой звук есть во всех словах?»: Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Игры на развитие грамматического строя речи
Задание №1.                                                                                                               Дать «ласковые имена»:                                                                                           Валя-Валечка, Вася, Соня;                                                                                         Саша-Сашенька, Даша, Ира;                                                                                     Люда, Катя, Аня и т.д.
Задание №2.                                                                                                              «Покажи на себе и на кукле и назови»:                                                                   Голова-головка, лоб, уши, нога, затылок, губы, рука,                                         щеки, пальцы и т.д.
Задание №3.                                                                                                               Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один  предмет, а ребёнок – много.                                                                                    
Огурец — огурцы, Баклажан — … Редька — … Помидор — … Кабачок — … Редиска — … Боб — … Тыква — … Патиссон — …

Задание №4.                                                                                                              
 Считай овощи до трёх по образцу: один помидор, два помидора, три помидора.           Один огурец … . Одна редиска… . Один баклажан, … . Одна морковка … . Один кабачок … . Одна репка … . Один боб … . Одна редька … .
Задание №5.                                                                                                              Проведите игру «Есть — нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».                                                                                                     - У меня есть свежая капуста.                                                                              
- У меня нет свежей капусты.                                                                                   Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кроссворд на тему:"Семейные ценности"

Семейные ценности  -  это  обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в ...